24.апр.2024

Венчурные студии в высших учебных заведениях США, Европы и России. Модель работы и короткий обзор 11 «студенческих» фабрик стартапов.

Не всегда стартап-студии являются чисто коммерческим продуктом. Развитие новых технологий, а в этой сфере стартапы особенно эффективны, тесно связано с образовательным процессом. В большом исследовании Global Startup Studio Network (GSSN) фабрики стартапов разделены на 7 типов. Один из них — University & Government Studios (студии при университетах или правительственных организациях).

Предпосылки возникновения

Мысль об объединении работы стартап-студий и университетов была закономерна. Вузы часто являются стартом для основателей бизнеса, ведь они, по сути, поставляют обществу все необходимые для рынка активы: человеческий капитал и патенты на инновационные технологии. 

Например, Стэнфордский университет фактически положил начало знаменитой «колыбели стартапов» — Кремниевой долине. Именно на его базе в 1951 году открыли Стэнфордский технопарк — один из первых промышленных парков в мире с готовой базой для воплощения самых разных проектов.

Но в образовательном учреждении всегда не хватало коммерческого направления, которое могло бы вывести результаты исследований на рынок. Запуск бизнеса и поиск партнеров — уже вне компетенции ученых, здесь необходимо иметь хватку предпринимателя. Кроме того, часто изобретателю буквально некогда брать на себя функции фаундера, следить за рынком, налаживать связи, заниматься пиаром стартапа и запускать продажи продукта.

С другой стороны, успешных компаний, ведущих свое начало не от университетской среды, больше, но у них есть свои проблемы. Две из них:

  • сложности с поиском экспертов в отрасли;
  • отсутствие доступа к широкому спектру технологий, которые есть у государственных организаций.

Работа в связке «исследование — коммерциализация новых технологий» выглядит сейчас наиболее перспективной. Поэтому все больше университетов или тесно сотрудничают с венчурными фабриками, или строят собственные студии, приглашая опытных предпринимателей для руководства ими. Эта тенденция относительно давняя для зарубежных вузов. Российские же университеты присоединились к ней позже, но стремительно наращивают свои мощности.

Чем занимаются университетские стартап-студии 

Студенты в научных лабораториях при вузах часто создают продукты интеллектуальной собственности. Сформированные на базе образовательных учреждений фабрики стартапов помогают запустить научно-производственные компании и вывести получившийся бизнес на коммерческие рынки. 

Университетские венчурные студии уделяют особое внимание таким аспектам, как:

  • исследование;
  • создание прототипа;
  • создание готового продукта и тестирование.

В чуть меньшей степени фабрики при вузах помогают с формированием идеи и поиском проблем стартапов. Преимуществом такого типа студий является возможность предоставить начинающим фаундерам необходимую инфраструктуру благодаря собственной площадке. Не последнюю роль играет близость к государственным программам: многие университеты инвестируются из бюджета. Например, на интересные НИОКРы регулярно имеются госзаказы.

Коммерциализация студенческих исследований с помощью венчурных строителей помогает научным работникам и обучающимся, которые не имеют отношения к предпринимательству, сориентироваться на рынке и создать эффективную стратегию по масштабированию продукта. Для самих студентов это отличная возможность совместить выполнение дипломной работы с созданием готового бизнеса.

Примеры фабрик стартапов при зарубежных вузах

Вузовские фабрики рассчитаны не только на собственных выпускников и работников. Организации активно сотрудничают с внешними начинающими предпринимателями, предоставляя им площадку и ресурсы.

Стэнфордский университет — Stanford Venture Studio

Самый первый и самый масштабный пример венчурной студии. Университет занял в 2018 году первое место, по версии Reuters, среди самых инновационных университетов мира. На базе предпринимательского центра аспиранты вуза и любые желающие продвинуть свой проект под опытным наставничеством получают регулярные консультации, инструменты и ресурсы для запуска бизнеса, а также поддержку потенциальных инвесторов и отраслевых партнеров.

На фабрике есть рабочее пространство в NGP CoLab, постоянная поддержка выпускников университета и преподавателей. Динамичное учебное сообщество и пространство для совместной работы привлекают фаундеров: каждый год в Stanford Venture Studio приходит сотня стартапов. Они проводят предварительные тестирования, дорабатывают идеи и получают раннее финансирование. 

Корнелл (Лондон) — Startup Studio Cornell Tech

Студия знаменитого британского университета работает как генератор идей для стартапов и помогает в их продвижении. Cornell Tech предлагает магистрантам вуза пройти курс «Идеи для стартапа» и с помощью технологии мозгового штурма отобрать наиболее перспективные проекты. После этого студент попадает в программу Startup Studio:

  1. Организует команду из однокурсников со схожими идеями и дополнительными навыками.
  2. Создаст стартап, разработает прототип для MVP и презентацию.
  3. Отработает навыки продакт-менеджмента на еженедельных тренингах.
  4. Получит в наставники реальных предпринимателей и экспертов по техническому управлению. Поймет на практике, как нужно продвигать бизнес.
  5. Лучшие проекты удостаиваются премии Startup Awards, с ранним финансированием до 100 000 долларов и абонементом на бесплатное использование коворкинга сроком на год.

Таким образом, победившим фаундерам предоставляют возможность для реального старта бизнеса. С 2014 года выпускники Cornell Tech основали более 60 стартапов, получили финансирование более 75,2 миллиона долларов и наняли более 370 сотрудников.

Texas Innovation Center (Техасский университет, Остин)

Университетское отделение инженерии создало стартап-студию, чтобы коммерционализировать научные открытия и разработанные технологии. Центр рассчитан в первую очередь на преподавателей и аспирантов, но принимает интересные проекты и от университетов-партнеров.

Изначально Центр Инноваций Техаса был создан как площадка для консультирования начинающих стартаперов по проектам и их поддержка. С 2015 по 2019 гг. его глава Боб Меткалф активно налаживал партнерские связи с местными предпринимателями и продвигал работы стартапов.

С 2020 года СЕО Центра стал Ван Н. Трускетт, который уже полностью сформировал сообщество для совместных исследований и предпринимательства, чтобы выводить на рынок успешные проекты студентов и преподавателей.

University of Arkansas — научно-венчурная студия

Управление предпринимательства и инновации Арканзасского университета запустило программу, чтобы дать возможность студентам получить практический опыт работы с технологическими стартапами на ранней стадии. 

Science Venture Studio помогает выпускникам и аспирантам пройти стажировку с партнерами-компаниями вуза и выйти на финансирование. Поддержка студии включает в себя:

  • грант; 
  • наставничество в течение двух лет: обучение и инструктаж;
  • помощь в исследовании рынка и поиске клиентов от специалистов SVS.

Параллельно стажеры будут работать с компаниями-клиентами студии, набираясь опыта для создания собственных проектов. 

Центр инноваций University of Auckland (Новая Зеландия)

Бизнес-школа из университета Окленда вышла из программы магистратуры коммерциализации предпринимательства, созданной в 2012 году. К 2021 году это уже серьезный инновационный центр, который предлагает студентам массу возможностей:

  • бесплатные внеклассные программы; 
  • выполнение учебных программ, семинаров; 
  • доступ к офисным помещениям и современному пространству для творчества;
  • возможность получать обратную связь от наставников и находить единомышленников в команду;
  • вероятность получения финансирования.

В Unleash Space — специальном пространстве для совместной работы — можно одновременно развивать до 20 проектов. Наставничество и ряд полезных ресурсов (от разработки MVP до оценки и учета) позволяют вывести проект на монетизацию. Дважды в год проводятся презентации стартапов (День открытых дверей в университете и выставка Unleash Space). Над внешними проектами студия не работает — продвигает стартапы студентов и сотрудников университета Auckland.

Университет Юты — Summit Venture Studio

В 2020 году вуз объявил о запуске венчурной студии. На ее базе финансируют и помогают кадровыми ресурсами для разработки, запуска и масштабирования стартапов университетского программного обеспечения. Фабрика ускоряет выпуск продукта на рынок и его коммерциализацию.

Преимущества:

  • проверенные стратегии выхода на рынок в университетской среде;
  • творческие и инновационные альтернативы для превращения учебных технологий в жизнеспособные стартапы;
  • помощь по выводу продукта на рынок (специалисты);
  • привлечение инвестиций в перспективные проекты ПО.

Summit Venture Studio «размораживает» инновационные вузовские исследования, которые не смогли получить коммерциализацию, несмотря на потенциальную прибыльность. Основатели студии стартапов считают, что основная проблема университетских стартапов — отсутствие компетенций сотрудников для вывода технологических достижений на рынок.

Массачусетский технологический институт (MIT)

Вуз занял второе место в рейтинге Reuters в 2018 году по количеству успешных стартапов своих выпускников. На его территории с 2017 года работает фабрика MIT NYC Startup Studio, которая стала расширением существующего акселератора.

В студию можно попасть с проектами в разных направлениях: недвижимость, бьюти, технологии, мода, финтех и СМИ. Участники программы едут в Нью-Йорк, где стажируются у крупных компаний, получают опыт у успешных стартапов. Студия предоставляет ресурсы: переговорные, наставников, опытных экспертов по запуску продукта. Полностью погрузиться в модель работы в стартапе помогают имитации совета директоров, выступления спикеров и т. д. Студентам Массачусетского технологического института дают стипендию в 2000 долларов. Поощрительное финансирование успешным командам — 20 000 долларов (при этом студия не берет долю акций стартапа).

University of South Australia (UniSA) — стартап-студия Центра инноваций и сотрудничества

Startup Studio создана на базе ICC UniSA — Центра инноваций и сотрудничества в университете Южной Австралии. Программа рассчитана на студентов-бакалавров и аспирантов вуза. Во время работы в студии стартаперы проходят три этапа:

  • семинары и наставнические сессии от отраслевых экспертов, предпринимателей-резидентов и основателей стартапов;
  • интенсив, во время которого студент формирует бизнес-идею и защищает ее перед комиссией;
  • практические занятия, которые нацелены на определение эффективной стратегии проектирования и развития бизнеса и переходу на этап масштабирования.

Фабрика работает в режиме факультативного курса, по его окончании обучающиеся сдают зачет.

Российские университеты с венчурными студиями

В российских вузах активно продвигают идею обучения не только исследовательской работе, но и предпринимательству. Одним из пунктов программы «Цифровая экономика» является проект «Стартап как диплом». Вместо традиционных выпускных экзаменов студент может представить собственный готовый проект. 

Первая такая защита состоялась в 2017 году в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Помощь в подготовке бизнес-проекта оказывает ряд российских университетов, но в основном на их базе находятся акселераторы (как в ИТМО и РАНХиГС). Сейчас идет конкурс на СЕО в будущую стартап-студию на базе ИТМО, но она пока в разработке. Готовит проект будущей стартап-студии и НИУ ВШЭ.

Стартап-студии в Московском физико-техническом институте (МФТИ)

На базе МФТИ с 2019 года работают 5 венчурных студий

  • инновационной фармацевтики;
  • медицинской техники и цифровой медицины;
  • социального и технологического предпринимательства;
  • открытых инноваций (технологические проекты);
  • Phystech.Genesis;
  • аналитики живых систем.

Руководители студий — фаундеры успешных стартапов и создатели бизнес-акселераторов, которые как эксперты обучают начинающих предпринимателей. Кроме поддержки на первых стадиях, исследователям дают полезные контакты и помогают с поиском партнеров.

Университет Иннополис (Татарстан)

IT-город Иннополис — самый масштабный российский технопарк с массой возможностей для стартаперов. Поддержка таких ведомств, как «РосНано» и «Сколково», позволяет привлекать гранты и крупное финансирование от государства. На базе Университета Иннополиса работает научно-исследовательский центр, который ведет десятки проектов для крупных компаний. Поддержку выпускникам с интересными идеями обеспечивает венчурная студия, продвигающая перспективные технологические стартапы.

Стартап-студия при университете открылась в 2018 году. Основные функции:

  • отбор из заявок потенциально перспективных проектов;
  • помощь в составлении бизнес-планов, презентаций и дорожных карт;
  • доработка прототипа;
  • составление команды из студентов-единомышленников;
  • предоставление специальной лаборатории и коворкинга для работы;
  • помощь в юридических и бухгалтерских вопросах (ведение учета, оформление заявок на гранты и инвестирование);
  • поддержка экспертов — сотрудников вуза, маркетологов, продуктологов;
  • знакомство фаундеров с потенциальными инвесторами;
  • сопровождение стартапов от идеи до регистрации как юридической организации.

В рамках коммерциализации науки выпускники вместо защиты диплома демонстрируют индустриальный проект, работу над которым ведут весь период обучения.

Томский Политехнический университет — Startup Industry

Томский Политехнический университет один из первых в 2017 году примкнул к государственной программе «Стартап как диплом». Поддержка студенческих проектов, кроме уже имеющегося комплекса программ (курс по обучению предпринимательству), включает в себя разработку стартап-студии. 

Сначала был запущен проект Startup Industry, а в конце 2020 года директор Школы инженерного предпринимательства ТПУ Александр Осадченко объявил о создании места под стартап-студию «Проект Б51».

Участником программы поддержки стартапов может стать студент любого курса университета. Начинающие предприниматели собирают команду, проходят обучение, защищают бизнес-план, общаются с инвесторами и выводят продукт на рынок. Все это происходит под непрерывным наставничеством экспертов и сотрудников ШИП. Первичное финансирование проекта студенты могут получить, выиграв конкурс «10К Идеи для жизни» в одной из трех номинаций. Приз — 300 тысяч рублей на первичное развитие стартапа.

Фактически история российских стартап-студий при вузах только начинается. 

В планах — увеличить их количество до 20 к 2024 г. и до 40 в дальнейшем. Государство заинтересовано в коммерческом развитии науки и практической реализации интересных проектов, поэтому готово вкладывать в развитие стартапов собственные инвестиции — более 80 млрд рублей. На данный момент особенно перспективными для России являются ИТ-стартапы: разработка ПО, искусственный интеллект и финтех-проекты.

Особенности стартап-студий при университетах

Главный недостаток— достаточно узкая отраслевая специализация. Выбор направления для создания продукта у University Studios ограничен зависимостью от специализации вуза. Используя ресурсы университета, студия ограничена темой и направлением исследования. Поэтому идеи извне и из другой отрасли они с большой долей вероятности не примут: в большинстве случаев сфера деятельности ограничена фокусировкой на университетском направлении.

С другой стороны, венчурные фабрики с широкой фокусировкой часто не могут быть экспертами во всех продуктах. Из-за отсутствия собственных узких специалистов такая студия не сможет предложить свои идеи или наработки. Зато в вузах студент может на раннем этапе получить доступ к технологическим наработкам лабораторий, попытаться выиграть грант или получить инвестиции от внебюджетных фондов.

Некоторые университеты работают в сотрудничестве с внешними стартап-студиями или на их базе крупные венчурные строители запускают курсы для студентов. Такое обучение технологии бережливого стартапа есть у Центра инноваций Американского университета Вашингтона в партнерстве с крупнейшей фабрикой из США Fed Tech. Подготовкой будущих фаундеров занимается сообщество Startup Living Learning Community (Startup LLC) при Техасском университете A&M и Центре предпринимательства Макферрина. Понять механизм развития стартапа без создания собственной компании могут студенты Aalto University, участвуя в программе Aalto Ventures.

В целом, сейчас при университетах более развита система инкубаторов и акселераторов. Но фабрики стартапов, ввиду специфичности модели, позволяют понять нюансы работы в «полевых» условиях, а значит, сделать инновационный проект более жизнеспособным. 

https://admitad.pro/ru/blog/startap-studii-pri-universitetah-zadachi-celi-perspektivy